Сокровища царей из Дорака
Jan. 10th, 2011 05:00 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Археологический детектив с криминальным привкусом
Этот неимоверный случай произошел с английским археологом ДЖЕЙМСОМ МЕЛЛААРТОМ, ставшим знаменитым после «ОТКРЫТИЯ, СДЕЛАННОГО НА БАЗАРЕ».
... внезапно в полумраке невзрачной хибарки, в незамысловатом крестьтянском сундучке среди грязных тряпок вспыхивают золотые блики. Кольца, чаши, кубки, фигурки домашних божков, сказочных зверей...
«В ЭТОТ МИГ, - рассказывал потом МЕЛЛААРТ журналистам и полиции, - Я ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ИСТИННЫМ ПОБЕДИТЕЛЕМ. Я СРАВНИВАЛ СЕБЯ СО ШЛИМАНОМ, УВИДЕВШИМ СРЕДИ КАМНЕЙ ТРОИ ЗОЛОТЫЕ СОКРОВИЩА ПРИАМА...»
В традициях «Восточного экспресса.. Агаты Кристи это приключение началось в экспрессе Стамбул-Измир. И как в криминальном детективе английской писательницы эта история переросла в археологический детектив с уголовным привкусом. ..
В купе Меллаарт, как истинный английский джентльмен, обратил внимание на свою спутницу, которая показалась ему весьма привлекательной и миловидной. Но когда его взгляд скользнул по ее фигуре и остановился на руке, сердце археолога забилось так, что готово было вырваться из груди. На правой руке он увидел массивный золотой браслет, от которого, по его словам, «пахло древностями».
Так началось первое действие археологической драмы, которую поставил очень опытный и хитроумный режиссер. Определенная роль отводилась в ее мизансценах и девушке, и древнему браслету-приманке, на которую должен был клюнуть маститый ученый, и самому ученому, которому суждено было сыграть главную роль в этом спектакле.
Профессор привстал со своего места и представился. Спутница даже не пыталась разыгрывать удивление, она хорошо знала, кто пред ней. «Случайная» встреча в поезде была далеко не случайной. ..
Они познакомились, и девушка, говорившая с легким американским акцентом, как заметил профессор, охотно рассказала, что браслет — семейная реликвия, бабушкино наследство, передающееся из поколения в поколение. И, словно невзначай, она добавила, что у них до-ма «кое-что от любимой бабушки», подобное этому браслету, сохранилось в сундучке.
Стоит ли удивляться, что археолог-профессионал начал упрашивать незнакомку, жившую в Измире, взять его с собой, чтобы взглянуть на семейные сокровища.
Девушка на удивление легко согласилась.
Поезд остановился в Измире. Подошло «такси». Меллаарт заметил, как девушка перемигнулась с водителем, который, судя по всему, только ее и ждал.
Так Началось второе действие этого археологического детектива. Машина долго петляла по извилистым, узким улочкам турецкого города, пока не остановилась где-то на окраине у одноэтажного домика, утопающего в тенистых деревьях и кустах.
Профессору продемонстрировали сундук с драгоценностями, и ему показалось, что он попал в сказочную пещеру Аладдина. С трепетом перебирал он древние украшения. Вот гравированное изображение парусной лодки — неведомой, праисторической. Вот тяжелое кольцо с двумя камнями — рубин и изумруд. А вот ритуальный сосуд с геометрическим орнаментом, ритуальный светильник в виде идола с птицами. А вот...
У Меллаарта закружилась голова — все предметы относили к неизвестной археологам цивилизации. Причем очень древней, существовавшей не позднее III тысячелетия до нашей эры.
- Позвольте мне все это заснять на пленку. Вы даже не представляете, какая это ценность для мировой науки! — взмолился ученый.
- Нет, нельзя! Это запрещено... но вы можете все изучить на месте, зарисовать в блокнот, если пожелаете. Таково наше единственное условие.
Меллаарт уже давно понял, что здесь нет никакой «бабушки», что он попал в хитро расставленные сети какой-то очень сильной организации профессионалов — грабителей могил. ..
Но чувство ученого, прикоснувшегося к волнующей тайне, оказалось сильнее осторожности и отвращения. И Меллаарт согласился.
... Это было подобие домашнего ареста. С тем лишь отличием, что узник мог в любую минуту покинуть свое узилище. Однако его не торопили, приносили пищу, давали возможность сделать научное описание коллекции, зарисовать находки. Но зато очень неохотно отвечали на вопросы.
Меллаарт уже о многом догадывался сам — так знаток по одной кости определяет редкую породу животного, даже если он его никогда не видел... Все вещи были взяты из какого-то неизвестного могильника, в котором были погребены правитель и его супруга, включая и любимую собаку царственной четы.
Кроме того, пришел к выводу археолог, речь шла о развитой земледельческой державе, о городах с ремесленниками и купцами, со сложившейся культурой и исторической традицией. И каким высоким совершенством обладали изделия древних мастеров!
Но где же место этой неизвестной культуры на исторической карте Малой Азии?
Безусловно, это — не греки, ни египтяне, не персы, ни хетты, хотя есть и сходные черты. ..
«И впрямь нераскопанная Троя! — с восторгом подумал Меллаарт. — Но где искать? В Анатолии открыта лишь сотая часть того, что скрывает эта древняя земля...»
Из очень тонких и осторожных расспросов ученый выяснил, что находка была сделана в местности Дорак, где-то на берегу Мраморного моря. Вероятно, именно здесь существовала «нераскопанная Троя» - какое-то
загадочное и весьма развитое государство, достигшее расцвета в начале III тысячелетия до нашей эры, торговавшее с соседними городами Малой Азии, Египтом, Критом...
Прошла неделя полудобровольного заточения Меллаарта. Ночью профессора бесцеремонно вывели на темную улицу, посадили в такси и оставили одного.
Спектакль закончен: в последний вечер с записок Меллаарта была сделана копия, с его слов зафиксированы данные о примерной стоимости таинственных сокровищ, о примерной датировке находок. ..
А затем в прессе замелькали слова «провокация», «ловушка», «гангстеры», «разбазаривание исторических реликвий», «судьба сокровищ царей из Дорака»...
«Режиссер» спектакля мог радоваться: таинственность всего случившегося, подчеркнутая в комментариях журналистов, стала превосходной рекламой для «товара». Почва для соответствующей распродажи была подготовлена.
Последний, заключительный акт археологической драмы разыгрался в начале 70-х годов, десять лет спустя после «открытия».
На «черном рынке» в США вдруг объявились следы золотых вещей, описанных Меллаартом. Продавцы сокровищ скрылись за вереницей подставных лиц.
Покупатели тоже проявили известную осторожность, боясь подделки вещей из скандальной коллекции.
Снова обратились к экспертам. «Им около 45 веков», был категорический вывод специалистов после серии специальных физико-химических анализов...
Сделка состоялась, и сокровища уплыли в неизвестном направлении — за прошедшие годы их цена возросла в десятки раз. При этом оценщики ссылались на авторитет Меллаарта, у которого грабителям могил удалось таким криминальным путем провести научную экспертизу...