Белый рыцарь
"Киевский телеграф", 27 мая - 2 июня 2002 года №19 (№ 112)
Деникин, Прага, 31 Декабря 1934 г
Генерал Деникин, Добровольческая Армия, Ледяной поход — сколь противоречивые чувства вызывают эти слова у многих людей. Каким же был на самом деле человек, имя которого вызывало такую ненависть у большевиков, которого так усиленно поливала словесной грязью советская пресса всех времен?
Антон Иванович Деникин родился 17(4) декабря 1872 г. в деревне Шпеталь Дельный, пригороде города Влоцлавска — уездного городка Варшавской губернии. Отец Деникина, Иван Ефимович, был отставным майором пограничной стражи. Детство маленького Антона прошло в бедности, поскольку семья жила на пенсию отца. Мать Деникина, Елизавета Федоровна Вржесинская, была католичкой, и Антон говорил с ней по-польски, а с отцом — по-русски. Несмотря на различие вероисповеданий, Антон воспитывался в "русскости и православии". После смерти отца стало еще тяжелее, так как пенсия уменьшилась до 20 рублей в месяц. В 13 лет Антон начал подрабатывать репетиторством.
С ранних лет Деникин любил слушать рассказы отца о военных походах, ездил с местными уланами купать лошадей, ходил на стрельбища стрелковых рот, мечтал об офицерских погонах, упражнялся в гимнастике и плавании. В июне 1890 г. Антон поступил вольноопределяющимся в 1-й стрелковый полк, а осенью того же года — в недавно открывшийся военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища. Быстро пролетели два года, и 4 августа 1892 года только что произведенный подпоручик Деникин получил назначение во 2-ю артиллерийскую бригаду, которая стояла в 159 км от Варшавы.
Осенью 1896 года начался новый этап жизни — Деникин поступает в Академию Генерального штаба. Петербург, высший свет, первый бал в Зимнем дворце, впервые увидел императора… Здесь же, в академии, впервые проявился Деникин-гражданин. Случилось так, что новый начальник академии генерал Сухотин (друг военного министра Куропаткина) произвольно изменил списки выпускников, причисленных к Генеральному штабу, и Деникин не попал в их число. Примириться с подобным произволом Антон Иванович не захотел и прибег к единственно возможному средству — жалобе, предусмотренной уставом. "Так как нарушение закона и наших прав, — писал он впоследствии, — совершено было по резолюции военного министра, то жалобу надлежало подать на него его прямому начальству, то есть Государю Императору… Я написал жалобу на Высочайшее имя..."
Итак, никому неизвестный армейский штабс-капитан, без связей, протекции и имени — против военного министра?! Этот случай стал широко известен в Петербурге. Весь педагогический совет академии был на стороне Деникина. На выпуске академии генерал Куропаткин так и представил государю штабс-капитана — офицер не причислен к Генеральному штабу за характер. Жалобу оставили без последствий, Деникин получил звание капитана досрочно как успешно окончивший академию. Спустя два года Деникин пишет письмо Куропаткину и просит его разобраться в давней ситуации. К чести генерала Куропаткина, во время ближайшей аудиенции у государя он "выразил сожаление, что поступил несправедливо и испросил повеления" на причисление Деникина к Генеральному штабу, которое состоялось летом 1902 года.
Русско-японская война, рапорт Деникина, фронт. Здесь он быстро выдвигается в ряд самых выдающихся офицеров Генерального штаба. Первые ордена, оборона "Деникинской сопки" в Цинхеченском сражении. А следом — производство в подполковники и полковники.
После войны Деникин занимает ряд штабных должностей, печатается в военной прессе. Свои литературные опыты он начал еще во 2-й артбригаде и продолжал до Первой мировой войны под псевдонимом И. Ночин. К началу Первой мировой политические убеждения Деникина полностью сформировались, он считал себя конституционным монархистом, отрицая всякую революцию и насильственные реформы.
Помните, что говорилось в советской прессе и литературе о "бездарном" Деникине? Вот как представлена его характеристика одним из офицеров штаба 8-й армии: "Не было ни одной операции, которой он не выполнил бы блестяще, не было ни одного боя, которого он не выиграл бы…" В победном Брусиловском наступлении дивизия Деникина, действуя на острие прорыва, первой ворвалась в город Луцк, за что он получил весьма редкую по тем временам награду — вторично Георгиевское оружие, усыпанное бриллиантами.
В июне 1910 г. полковник Антон Иванович Деникин становится командиром 17-го пехотного Архангелогородского полка, который был расквартирован в Житомире и входил в состав частей Киевского военного округа. В июне 1914 г. Деникин производится в генерал-майоры и назначается генералом для поручений при командующем войсками Киевского округа. Снова Киев — город офицерской юности… Деникин вместе с матерью живет в доме № 40 по Большой Житомирской. Казалось, наконец-то в их маленькую семью пришел покой, достаток и умиротворение. Но начинается Первая мировая…
Деникин получает назначение в штаб 8-й армии генерала Брусилова, но просится в строй. 6 сентября 1914 года состоялось назначение генерала Деникина командиром знаменитой 4-й Железной стрелковой бригады. Она становится самым мобильным и действенным подразделением 8-й армии, а затем и всего Юго-Западного фронта. Генерал Брусилов не раз бросал ее на самые тяжелые участки фронта, и бригада, благодаря блестящему командованию, доблестно выходила из всех передряг.
Дальнейшая боевая деятельность Антона Ивановича проходит в должности командира 8-го армейского корпуса и начальника штаба Верховного Главнокомандующего. Последнее назначение состоялось уже после революции, а далее — командование Западным и Юго-Западным фронтами. Видя бездеятельность Временного правительства, Деникин безоговорочно поддерживает корниловское выступление. Результат — арест, побег на Дон, где зарождалась Добровольческая Армия. Здесь 7 января 1918 г. юная Ксения Васильевна Чиж становится женой генерала.
Деникин на вокзале в Ростове
Оригинал (1200×821)
Добровольческая Армия в составе четырех тысяч человек 22 (9) февраля 1918 года уходила в поход, получивший название "Ледяной". С карабином через плечо, в дырявых сапогах, черной шапке и потрепанном штатском костюме шагал генерал Деникин по снегу. Его официальная должность — заместитель командующего армией генерала Корнилова. После штурма Екатеринодара и смерти Корнилова Деникин выводит свою небольшую армию из тяжелейшего положения.
Видимо, здесь-то перед армией и была поставлена первостепенная цель — свержение власти большевиков. Будучи блестящим стратегом, Деникин непрерывно наступает, прекрасно понимая, что любое промедление при постоянном численном превосходстве красных ведет к поражению. С выходом его знаменитой "Московской директивы" войска безостановочно двигались к сердцу России — Москве. Наступление, длившееся почти шесть месяцев, сделало Деникина одним из главных и опасных врагов большевистской диктатуры в период гражданской войны. К началу октября 1919 г. он контролировал территорию в 820 тысяч квадратных километров с населением 42 миллиона человек и линией фронта, проходящей от Царицына на Волге — через Воронеж, Орел, Чернигов и Киев — до Одессы. Численность боевого состава войск доходила до 150 тысяч штыков. До Москвы оставалось совсем немного, уже был слышен перезвон ее колоколов.
С начала октября красные, имея численное преимущество и используя перемирие, которое заключила с ними Польша в лице Пилсудского, начали контрнаступление по всему фронту, закончившееся новороссийской катастрофой и отходом в Крым.
Генерал Деникин не был крупным политиком. Но ни один серьезный исследователь не предъявит Деникину претензий в стратегической несостоятельности. В самых сложных ситуациях он находил единственно правильное решение, но его армия не всегда их выполняла. Вот он — редкий, но очень показательный случай в истории военного искусства, когда проиграл не полководец, а армия…
Не находя больше возможности оставаться во главе армии и назначив генерала Врангеля своим преемником, Деникин с женой и дочерью покидает Россию. Начинается нелегкая эмигрантская жизнь. Из-под пера генерала выходят знаменитые пятитомные "Очерки русской смуты", "Офицеры", "Старая армия", автобиографический "Путь русского офицера". Деникин читает лекции в разных странах Европы. В годы Второй мировой войны Антон Иванович отвергает всякое сотрудничество с немцами.
Сердечный приступ 7 августа 1947 года оборвал жизнь Деникина на 75-м году. Последними его словами были: "Вот не увижу, как Россия спасется!" После отпевания в Успенском соборе города Детройта Деникин с воинскими почестями был временно погребен на местном кладбище. (Почести Деникину были оказаны как бывшему Главнокомандующему одной из союзных армий Первой мировой войны.)
Игорь РОДИН
no subject
Страшно так до конца жизни и не увидеть того о чем мечтал, за что боролся
no subject
меня еще в школе заинтересовал этот человек, а вот портрета не было...