carabaas: (Default)
Ветхие страницы ([personal profile] carabaas) wrote2011-04-13 10:30 am
Entry tags:

Посмертное открытие

Веками люди искали проход к Северному Ледовитому океану между Атлантическим и Тихим океанами, теперь всем известный Северо-Западный проход. Но человек, который, наконец, нашел его, никогда об этом не узнал...

Многие карьеры потерпели крушение и многие состояния лопнули при поиске глубоководного прохода между североамериканским континентом и Северным Ледовитым океаном. Северо-Западный проход должен был стать кратчайшим путем между Европой и богатым Востоком. Конечно, поиски прохода было рискованным предприятием, но оно обещало бессмертную славу первооткрывателю и всемирный престиж всей нации. довольно странно, но история не упоминает первого человека, совершившего переход из океана в океан северным путем, и совсем не странно, что он не требовал для себя никаких почестей. Эта необычная история могла бы показаться совсем невероятной, если бы не была подтверждена документально.



Утром 12 августа 1775 г. американское китобойное судно «Геральд» проходило мимо западного побережья Гренландии, значительнее выше полярного круга. Судно было старым и убогим, поэтому была выставлена двойная вахта с тем, чтобы предотвратить любую неприятность, которая могла поджидать китобой в арктических водах. Час за часом «Геральд» скользил по пустынным водам океана. Неожиданно среди вздымающихся айсбергов вахтенные заметили бесцельно дрейфующую трехмачтовую шхуну. Остатки ее парусов превратились в лохматые клочья, покрытые слоем льда, и отливали розовым цветом в лучах утреннего солнца.

Когда его впервые заметили, странный корабль был в трех-четырех милях по курсу, дрейфуя под легким бризом. Капитан Уоррен приказал лечь в дрейф, пока мрачный визитер не
приблизится на достаточное расстояние, чтобы его можно было окликнуть. Когда незнакомец подошел достаточно близко, то на отклик с «Геральда» ответа не последовало. На шхуне не было ни малейшего признака жизни. Капитан Уоррен посадил восемь матросов в баркас и они поплыли к незнакомцу. Время и стихия почти стерли его название, но Уоррену все же удалось разобрать имя судна — «Октавий». Он никогда не слыхал о таком.

Баркас пришвартовался к борту шхуны и Уоррен вновь окликнул, есть ли кто на борту, и вновь в ответ была глубокая тишина. Это было весьма странно. Никто из суеверных матросов не соглашался подняться с ним на борт. Тогда Уоррен отобрал четырех человек и приказал им следовать за ним. Ухватившись за свободно свисавшие гнилые канаты, все пятеро вскарабкались на борт судна.

Передвигаться по палубе пришлось с большой осторожностью, доски совершенно прогнили и были покрыты скользким зеленым лишайником. У штурвала никого не было.

Спустившись с палубы к каютам экипажа, моряки в ужасе отпрянули. В каютах они нашли тела 28 человек, все плотно укутанные в одеяла и прекрасно сохранившиеся в арктическом холоде. Добравшись до кормы, где располагалась каюта командира корабля, они обнаружили тело капитана в кресле за рабочим столом. Голова была бессильно опущена на стол, рука сжимала перо, как будто он только-что уснул за работой. Лицо и руки были покрыты тонким слоем зеленоватой плесени, но в целом тело хорошо сохрани-
лось. На койке за спиной капитана лежало закутанное в одеяла замерзшее тело женщины.

В углу каюты, скрестив ноги и слегка наклонившись к стене, сидел матрос, его руки все еще сжимали кремень и кресало. Наибольшая кучка стружек, лежащая перед ним, была немым свидетельством тщетных попыток разжечь огонь. Рядом с ним, уткнув лицо в матросский бушлат, сидел маленький мальчик. Казалось он искал тепла, которого найти уже было невозможно. Капитан Уорре и матросы сняли головные уборы, прочитали молитву за упокой усопших и, взяв с собой вахтенный журнал, спустились по шаткому трапу в баркас.

С борта своего судна Уоррен печально наблюдал, как шхуна с мертвым экипажем медленно скрывается среди айсбергов. Просматривая вахтенный журнал «Октавия», он нашел последнюю запись, датированную 11 ноября 1762 г. В журнале говорилось, что корабль замерзал в течение семнадцати дней, кончилось топливо. Капитан пытался разжечь огонь, но это ему не удалось и он отдал кремень и кресало первому помощнику. Команда любым способом старалась добыть огонь, но все было напрасно, холод убивал людей одного за другим. Координаты судна — 160' зап. дол., 75' сев. шир. Капитан Уоррен еще раз перечитал запись в журнале, чтобы убедиться, что понял ее правильно, и дал ее прочитать своему командному составу. Все было абсолютно верно. В тот роковой день «Октавий» замерз во льдах Северного ледовитого океана у северной точки мыса Барроу на Аляске, — в тысячах километров от того места, где капитан Уоррен нашел его!

Каким-то чудом шхуна выжила под яростными атаками стихии и год за годом дрейфовала на восток сквозь безбрежные ледовые поля Арктики, пока случайно не вошла в северную Атлантику, где ее и обнаружил капитан Уоррен. «Октавий» был первым судном, преодолевшим исторический Северо-Западный проход с капитаном и командой, которые были мертвы уже тринадцать лет.

[identity profile] yrikk.livejournal.com 2011-04-13 07:48 am (UTC)(link)
Северо-Западный проход большую дань человеческих душ собрал, прежде чем его открыли.

[identity profile] berezka-u.livejournal.com 2011-04-13 09:34 am (UTC)(link)
очень интересно, спасибо!

[identity profile] barcaroly.livejournal.com 2011-04-13 10:10 am (UTC)(link)
Ну тепер треба писати про тих, хто вперше пройшов і залишився при цьому живий :)