Банкеты при Хрущеве и Брежневе
Aug. 23rd, 2010 10:30 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
О нравах и обычаях советских правительственных банкетов газете «Московский Комсомолец» поведал Ахмет Сатаров, который продержался на посту главного метрдотеля Кремля 12 лет — с 1959 по 1972 г.
Прощание со сталинизмом
Господин Сатаров рассказал, что в эпоху Сталина правительственные мероприятия были закрытыми. В качестве гостей приглашались лишь генералы армии и дипломаты, но никогда – ученые или творческая интеллигенция. Обслуживающий персонал набирали из действующих сотрудников КГБ. С приходом к власти Хрущева ситуация изменилась. Банкеты на высшем уровне приобрели широкий размах. Официантами и метрдотелями были гражданские лица с соответствующим образованием. О блюдах на банкете было написано достаточно много. Здесь мы остановимся на курении и алкоголе, а также на ошибках и чрезвычайных происшествиях, которые происходили даже на мероприятиях такого высокого уровня.
Курение на правительственных банкетах
На кремлевском банкете по этикету разрешается курить только после кофе. В этот момент на стол расставляли пепельницы. Никита Хрущев не курил, поэтому его эта проблема не волновала. А Л. И. Брежнев, заядлый курильщик, еле досиживал до конца мероприятия.
Спиртное
На столе всегда присутствовал протокольный напиток — русская водка “Столичная”. Потом Хрущев ввел украинскую горилку, а позже появилась “Столичная с перцем”. Иностранцы пили эту водку, согласно международному этикету: отпивали рюмку на треть и ставили на стол. Соотечественники же никогда не соблюдали этого правила. В меню также никогда не указывалось наименование спиртных напитков.
Кстати, благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву появился бальзам «Беловежская Пуща». Однажды во время охоты в Пуще Хрущев заметил, что егерь отпивает что-то из своей фляги и попросил дать попробовать. Присутствующие на охоте братья Кастро тоже попросили попробовать. Егерь рассказал рецепт своей целебной настойки и Никита Сергеевич потребовал, чтобы уже через год наладили ее промышленное производство.
Ошибки первых лиц
Среди партийной элиты самым подкованным в плане этикета был Леонид Илдьич Брежнев. А за Никиту Сергеевича персоналу приходилось изрядно краснеть. Во время банкета он постоянно использовал приборы не по назначению. Правда, тактичные замечания персонала он принимал с благодарностью. Вообще говоря, в поведении этого лидера не было заметно чванства, к обслуге он относился дружески. Однажды во время визита в США Никита Сергеевич все же сделал большую ошибку. На банкете официант принес Хрущеву чашу с водой, в которой плавали дольки лимона, чтобы ополоснуть руки. Никита Сергеевич тут же подцепил цитрус вилкой и съел. Слава Богу, иностранные журналисты не заметили этого конфуза.
Ошибки персонала
Один официант, обслуживая президента Франции Шарля де Голля, подал ему блюдце, испачканное капелькой кофе. Видимо, когда наливал, у него дрогнула рука. За эту промашку его уволили.
Второй случай был просто шокирующим. Официант, обслуживая японцев, по окончании банкета вместо того, чтобы положить серебряные приборы в шкаф, спрятал их в свой портфель и был замечен сотрудником посольства Японии. На следующий день официанта уволили.
Однажды в МИДе устраивали прием в честь арабской делегации. Обслуживали его четыре девушки, что, вообще говоря запрещено этикетом. Мало того, когда женщина подходила к гостю, она задевала его бедром. И это еще не все: одна из официанток — плотная полногрудая девушка, — убирая тарелку араба, нагнулась над столом, и грудь ее вывалилась из платья прямо под нос гостю. Дипломат в ужасе покинул помещение. С тех пор дамы работали только на фуршете.
Однажды, когда приборы поставили перед шейхом из Саудовской Аравии, он взял тарелку, понюхал ее и отодвинул. Оказывается, почувствовал запах свинины. По его словам, это блюдо мыли вместе с теми тарелками, в которых подавались свиные отбивные. На следующий прием его жена принесла свои приборы и посуду.
На грани тюрьмы
— В январе 1966 года в Ташкенте проходила встреча между главами правительств Индии и Пакистана, где решался вопрос о перемирии. После совещания, на котором было подписано перемирие, состоялся фуршет, а наутро премьер-министр Индии скончался. Весь обслуживающий персонал немедленно заковали в наручники и заперли в подвале. Когда оказалось, что это был не криминал, а лишь четвертый инфаркт изношенного сердца, перед официантами извинился лично Алексей Косыгин.
На вопрос — Вы сами уволились из Кремля?
Ахмет Саттаров ответил — Уйти из Кремля оказалось не так просто. Меня долго не отпускали, предлагали отправить в духовную академию Аль-Асхар на Ближнем Востоке с тем, чтобы я вернулся оттуда муфтием. Я отказался. И поплатился за это. Через неделю в машину, на которой я ехал, врезалась “Волга”. При разбирательстве выяснилось, что аварию совершил автомобиль, принадлежавший КГБ. Я позвонил куда следует и предупредил, что передал друзьям записи, которые делал во время службы в Кремле. И, если со мной случится трагедия, рукописи будут изданы на Западе. Только тогда от меня отстали.
По поводу бывших коллег нужно сказать, что к сожалению, из 36 человек, работавших в моей спецгруппе, в живых осталось всего пятеро. Если бы я задержался на этой службе, то наверняка не дотянул бы до своего возраста. Ведь обслуживать партийную элиту — дело нелегкое.