carabaas: (Default)
Ветхие страницы ([personal profile] carabaas) wrote2010-07-21 12:30 pm

«В ИНДИИ ОН ЗАВОЕВАЛ ЛЮБОВЬ… »



На протяжении многих столетий человечество сотрясали эпидемии холеры и чумы, уносившие миллионы жизней. Первым разработал спасительные вакцины против этих страшных болезней всемирно известный микробиолог Владимир Хавкин – уроженец Украины. Основанный им в Индии институт, один из крупнейших в этой стране, носит его имя.

Учёный родился в 1860 году в Бердянске – небольшом украинском городишке, расположенном на берегу Азовского моря. Там минули его детство и юность.


Став студентом естественного отделения физико-математического факультета Новороссийского университета, Владимир переехал в Одессу. Здесь на него обратил внимание знаменитый биолог Илья Мечников, будущий Нобелевский лауреат, в те годы преподававший в Новороссийском университете. Хавкин целые дни проводил в лаборатории И. Мечникова, вскоре став его любимым студентом.

Тем временем в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, был убит царь Александр II. В стране начались гонения на либерально настроенную интеллигенцию. Мечников, считавшийся либералом, был уволен из университета. Возмущённые студенты написали дерзкое письмо ректору в защиту любимого преподавателя. Среди подписавших был и Хавкин. Кара последовала незамедлительно: Владимир в числе других «подписантов» был исключён из университета.

Протестные настроения привели Хавкина летом 1881 года в ряды подпольной организации «Народная воля»… Политиком он так и не стал. Менее чем через год он покинул ряды подпольщиков, полностью посвятив себя науке. Однако полицейский надзор, учреждённый за ним во времена недолгого членства в «Народной воле», впо­следствии сыграет роковую роль в судьбе изобретённой учёным вакцины…

Прозанимавшись два года самостоятельно, Хавкин в 1884 году сдал экзамены и защитил диссертацию в Петербургском университете. Во французском на учном журнале он опубликовал две статьи, сделавшие его имя известным. Однако работать в Петербурге ему не позволили – над учёным витала тень политической небла­гонадёжности. Между тем, Мечников стал звать своего воспитанника в Париж, в знаменитый Институт Пастера, где работал и сам.

В.Хавкин в лаборатории И. И. Мечникова (стоит первый справа). 1892 год.


В 1888 году Хавкин оставил Россию, а в следующем – вплотную занялся раз работкой противохолерной вакцины. Три года изнурительной работы по 12–14 ча сов ежедневно дали, наконец, результат: спасительная вакцина была найдена.

Хавкин был не первым, кто работал над противохолерной вакциной. И не первым, кто утверждал, что создал её. К лету 1892-го, когда учёный завершил свою разработку, идея вакцинации была совершенно скомпрометирована.

Лишь упоминание о прививках вызывало у медиков сильное раздражение. Между тем, эпидемия холеры уже вовсю бушевала в России, отобрав жизни 300 тыс. человек, перекинулась на Европу и вплотную приблизилась к Парижу.

И тогда учёный решился на отчаянный шаг. 18 июля 1892 года он заразил себя холерой. Последствия не заставили ждать: головная боль, ломота, высокая темпе ратура, жар. Через шесть дней изобретатель ввёл себе в кровь вакцину. Жар и недомогание усилились, однако спустя ровно сутки всё прошло!

После этого, проведя аналогичный эксперимент над тремя добровольцами из числа русских политэмигрантов, живших в Париже, учёный окончательно убедился в том, что средство от холеры действительно изобретено.

Хавкин попросил у Луи Пастера согласия на передачу России метода борьбы с холерой. Тот не только согласился, но и написал рекомендательное письмо, в котором высоко отозвался об изобретателе и его вакцине.

Однако в России вопросами въезда в страну ведал департамент полиции, в котором на Хавкина имелось увесистое досье. В нём значились и членство в «Народной воле», и пребывание под полицейским надзором, и «подозритель­ные» контакты в Париже с политэмигрантами (речь шла о доброволь цах, согласившихся ис пытать на себе вакцину!), и многое другое. Словом, полиция сочла нежелательным пребывание в стране политически неблагонадёжного учёного. Формальным поводом для отказа послужил тот факт, что прививки, проводимые испанским доктором Ферраном, не дали положительных результатов.

Хавкин предложил своё изобретение французскому правительству. Однако оно не спешило признавать у себя в стране факт эпидемии – это отпугнуло бы туристов и бизнесменов. Аналогичный ответ дали и в Гамбурге, где также свирепствовала холера…

Учёный отправился в охваченную эпидемией Индию. Там ему посчастливилось найти единомышленников – четырёх индийских врачей, ставших его помощниками. Когда холера вспыхнула в деревеньке Каттал Баган неподалёку от Калькутты, Хавкин с помощниками отправился туда. Местные жители и слышать не хотели о прививках – они и шприцев-то никогда в жизни не видели. Тогда учёный при всех задрал на себе рубаху, велев помощникам сделать ему укол. «Наглядная агитация» возымела действие. Половина жителей согласилась пройти вакцинацию. И ни один из них впоследствии не заболел холерой.

В. Хавкин проводит вакцинацию местного населения. Калькутта, 1893 год.


Весть о чудесном докторе и его спасительном методе разнеслась по всей Индии. Хавкина стали приглашать в самые отдалённые уголки страны. Вскоре «Бомбей газетт» сообщила, что благодарные жители городов Лакхнау и Алигарх преподнесли спасителю серебряный кубок и кошелёк с пятнадцатью тысячами рупий. Эти немалые деньги были розданы Хавкиным тем крестьянам, которые соглаша лись на прививки. Только за первый год работы он своими руками вакцинировал 25 тысяч человек. За семь месяцев следующего, 1896 года, он сделал уже около 30 ты сяч прививок. Это был настоящий подвиг!

«Британский медицинский журнал» писал о Хавкине: «В Индии он завоевал любовь всех, с кем имел дело. Его неподдельные скромность и простота, неуклонный поиск истины, пренебрегающий всем, кроме возможности более широкого применения и более тщательного испытания его метода, – снискали ему всеобщее уважение».

Между тем, в Бомбее, втором по величине городе Индии, вспыхнула чума. Индийское правительство обратилось к учёному с просьбой остановить эпидемию. 7 октября 1896 года он создал лабораторию для получения противочумной вакцины. Работая в сумасшедшем ритме, практически без перерывов (ведь с каждым днём чума забирала всё новые и новые человеческие жизни!), он создал вакцину всего за три (!) месяца. В 1925 году Бомбейская лаборатория была преобразована в Институт Хавкина. Он существует до сих пор, изготавливая до миллиона доз вакцин и сывороток, спасая людей от холеры, чумы, тифа, бешенства, столбняка и других болезней.

Производство противочумной вакцины. Бомбей, конец 1890-х годов.


Президент Индии г-н Раджендра Прасад говорил в 1959 году: «Весь мир и особенно мы в Индии премного обязаны доктору Хавкину. Он помог Индии избавиться от основных эпидемий – чумы и холеры».

Институт имени В. Хавкина.


Уроженец Украины совершил переворот в мировой науке, победив казавшиеся непобедимыми болезни. В этом он видел смысл и цель своей жизни. Великий экспериментатор умер в Швейцарии в 1930 году, похоронен в Лозанне.

By Stanislav Tsalyk

[identity profile] lenon-1.livejournal.com 2010-07-21 10:33 am (UTC)(link)
Даже один в поле воин! ))) Безумству храбрых поем мы славу! )))

[identity profile] shaon.livejournal.com 2010-07-21 11:44 am (UTC)(link)
У Вас речь идет только об медицинской стороне многогранной жизни д-ра Хавкина.
Без рассказа о его борьбе против русского антисемитизма, защите прав бесправного и загнанного в "черту оседлости" российского еврейства, бескорыстной сионистской деятельности - его биография будет далеко не полной

[identity profile] k-frumkin.livejournal.com 2010-07-21 04:45 pm (UTC)(link)
А какой бы из этого можно было бы сделать фильм! С голливудскими слезами и патетическими титрами в конце.