АДРЕСА СЕРГЕЯ КОРОЛЁВА
Jul. 2nd, 2010 11:30 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Имя Сергея Королёва известно всему миру. Он – конструктор первых искусственных спутников Земли и первой космической ракеты, открыватель новой эры в истории человечества.
Трижды судьба сводила Королёва с Киевом. Он здесь жил, учился, принимал участие в работе кружка по изучению и освоению космического пространства. Однако мало кто знает, что именно в Киеве судьба дала ему шанс стать киноактёром. Королёв попробовал и… отказался!
Сергей Королёв родился в старинном украинском городе Житомире 30 декабря 1906 года.
Его отец Павел Яковлевич был человеком интеллигентным, образованным, закончил Духовную семинарию в Могилёве и Нежинский историко-филологический институт. В Нежине, небольшом городишке в Черниговской губернии, он познакомился с дочерью коммерсанта Николая Москаленко – Марией Николаевной, женился на ней и увёз в Житомир, где получил должность преподавателя словесности в местной гимназии.
Житомира времён своего детства Сергей не помнил. Дело в том, что едва ему исполнился год, родители разошлись. А вскоре после развода Мария Николаевна оставила Житомир, и маленький Сережа покинул город своего рождения навсегда. Только по рассказам своей матери он рисовал в воображении Дмитриевскую улицу, на которой они жили, и белый одноэтажный дом со ставнями, окружённый фруктовыми деревьями.
Покинув Житомир в 1908 году, Мария Николаевна повезла сына к своим родителям в Нежин. Неблизкий путь лежал через Киев. Таким образом, ещё во младенческом возрасте будущий конструктор космических кораблей впервые побывал в Киеве. Он жил тогда с мамой на Тургеневской улице, в доме №71.
Именно в Нежине произошёл случай, предопределивший, возможно, весь дальнейший жизненный путь Сергея Королёва. От взрослых он уже слышал о каком-то лётчике Уточкине, который летает по воздуху на странных аппаратах, называемых самолётами. И вдруг выяснилось, что этот Уточкин прилетит к ним в Нежин! Весь город бурно обсуждал предстоящее событие.
И вот 6-летний Серёжа с дедушкой на площади. Толчея, мальчишки лезут на деревья, чтоб лучше видеть летающий аппарат и чудо-летчика. И Уточкин прилетел. И даже продемонстрировал изумлённой публике несколько фигур высшего пилотажа. Все были потрясены увиденным… Не тогда ли Королёв заболел небом, мечтой о полётах?
С началом Первой мировой войны, вспыхнувшей в Европе в 1914 году, бизнес дедушки и бабушки – продуктовая лавка и небольшая огуречная «засолка» – пришёл в упадок, и они вместе с внуком перебрались в Киев, где уже жила мать Серёжи, учившаяся на Высших женских курсах. Так у Сергея Королёва появился второй киевский адрес: Некрасовская улица, дом №3.
В Киеве Мария Николаевна познакомилась с инженером Григорием Баланиным, который в 1916 году стал отчимом 10-летнего Серёжи. Вскоре семья переехала в Одессу, куда Г. Баланин был направлен начальником портовой электростанции. Жили вначале на Канатной улице, а затем на Платоновском молу. В сентябре 1917 года мальчик пошёл в первый класс Третьей одесской гимназии. Однако страна постепенно погружалась в омут Гражданской войны, и из-за начавшихся в городе уличных боёв гимназию закрыли. Образование Сергей получал дома – силами родителей.
Однажды он попросил у матери две простыни, собираясь привязать себя за руки и ноги к верхушке трубы над домом и спрыгнуть, чтобы ощутить прелесть полета… С трудом удалось его отговорить. Однако желание летать, тяга к небу у него не проходили. Он стал читать книги по воздухоплаванию, прежде всего – «Аэроплан или птицеподобная летательная машина» Константина Циолковского. Эти книги постепенно объясняли секреты полётов Уточкина, потрясшие его ещё в детстве.
В 1923 году он самостоятельно сконструировал планер. Проект, состоявший из объяснительной записки и 12 листов чертежей, был признан специалистами годным для постройки и отправлен в тогдашнюю столицу Украины – Харьков. И это в 17 лет!
Мать и отчим уговаривали его поступать в Одесский политехнический институт, однако Сергей возражал: там нет авиационного факультета. Он хотел учиться в Москве и направил туда документы, но время шло, а ответа не было. Когда Сергей узнал, что авиационная специальность намечается в Киеве – на механическом факультете Политехнического института, – он без колебаний отправил туда свои документы. Студентом этого института он и стал осенью 1924 года.
Студенческие адреса Сергея Королёва сохранились: вначале он недолгое время жил на улице Богговутовской, №25, а затем – у своего дяди на Костёльной улице, в шестиэтажном доме №9. По тогдашним правилам, студенты, у которых не было документа о «пролетарском происхождении», обучались на платной основе. Сергею, как и многим его однокурсникам, приходилось подрабатывать – благо, занятия в институте начинались с 16 часов.
«Встаю рано утром, часов в пять, – писал он матери, – и бегу в редакцию, забираю газеты, а потом бегу на Соломенку, разношу. Вот так зарабатываю восемь карбованцев…». Ему нужны были деньги на книги и на осуществление мечты – приобрести материалы для построения сконструированного им в Одессе планера. Поэтому он прирабатывал где только мог: был грузчиком, помогал крыть крыши черепицей, освоил сапожное ремесло.
Летом 1925 года судьба испытала 19-летнего симпатичного юношу соблазном стать киноактёром. Дело было так. В Киеве режиссёр О. Анощенко снимал фильм «Трипільська трагедія». В нём рассказывалось о событиях 1919 года, происходивших в селе Триполье неподалеку от Киева. Тогда молодые люди, сражавшиеся за Советскую власть, вступили в неравный бой с отрядом атамана Зелёного и погибли.
Неожиданно к Королёву подошёл ассистент режиссёра, набиравший «солдат» для массовки, и предложил поработать на фильме статистом. «Артистом?» – переспросил удивлённый студент. «Нет, статистом».
Королёв согласился и вместе со съёмочной группой выехал в Триполье. Там он поднимался в атаки, ползал, стрелял, вступал в рукопашный бой, изображал плывущий по Днепру труп и даже… совершал головокружительные прыжки с обрыва в реку! Последний трюк был очень рискованным. Говорили, будто для его выполнения приглашали опытных спортсменов и даже одного циркового акробата, однако увидев высоту обрыва, они отказывались.
Королев не отказался. Более того, режиссёру потребовалось сделать несколько дублей, и Сергей сигал с обрыва несколько раз!
Бесстрашие и артистизм статиста произвели впечатление на режиссёра. «Из этого может получиться неплохой актёр!» – сказал он своим ассистентам и предложил Сергею перейти в профессиональную труппу. Королёв отказался – его мечтой было небо. А на деньги, заработанные на съёмках, он купил себе пару ботинок…
В конце лета 1926 года ректор Политехнического института В. Бобров сообщил студентам, что все его попытки открыть при механическом факультете авиационное отделение потерпели неудачу. Сергею ничего не оставалось, как перевестись в Москву – на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища.
Вскоре, выйдя из дома своего дяди на Костёльной улице, Сергей Королёв отправился на вокзал, сел в поезд и… расстался с Киевом. Расстался, как оказалось, навсегда.
О дальнейшем жизненном пути конструктора хорошо известно: первый искусственный спутник Земли и полёт Юрия Гагарина – это его заслуга. Он был избран академиком, стал лауреатом самой престижной в те времена Ленинской премии, был дважды награждён наивысшей советской наградой – Золотой звездой Героя социалистического труда.
Однако Киев не забыл своего воспитанника. В 1967 году его именем названа улица. Тогда же имя Королёва присвоили производственному объединению «Радиоприбор», на территории которого в 1974 году установили его бюст. А 12 апреля 1968 года – ровно через 7 лет после знаменитого полёта Ю. Гагарина – на фасаде главного корпуса Политехнического института открыли бронзовую мемориальную доску с барельефным портретом Королева. Доска напоминает, что здесь в 1924–26 гг. на механическом факультете учился Сергей Королёв.
By Stanislav Tsalyk