carabaas: (Default)
Ветхие страницы ([personal profile] carabaas) wrote2010-03-11 05:24 pm

№13 март 1987 г. Собеседник

Президент США Рональд Рейган на седьмом году своего пребывания у власти попал в серьезный переплет. До ноября прошлого года он оставался самым популярным американским президентом нынешнего столетия. Одна ко  в  том  же  ноябре  он  установил  рекорд  наиболее быстрого   падения   президентского   престижа   за   всю историю США. Причиной тому стала секретная противо законная афера, получившая название «ирангейт» по аналогии  с «уотергейтом» — политическим  скандалом, приведшим в свое время к отставке президента Никсона.



«Ирангейт», связанный с тайными, в обход конгресса США, поставками оружия Ирану и переводом вырученных денег никарагуанским «контрас», набирал силу и скандальный размах подобно снежному кому. Несмотря на отчаянные попытки Белого дома замять скандал, каждый день достоянием гласности становились все новые детали авантюры. Давайте же попробуем восстановить сюжет этого военно-политического детектива.

«Ирангейт» зародился в результате совпадения интересов прежде всего американских и израильских милитаристов. Белый дом, полностью утративший свое влияние в Иране после падения шахского режима, занялся поисками путей для защиты своих интересов в этой стране. Делом чести администрации США стало также освобождение американских заложников в Ливане, захват которых стал следствием порочной ближневосточной политики Вашингтона. Израиль имел свой интерес в продолжении войны между Ираном и Ираком. Чем дольше идет конфликт в регионе, тем легче осуществлять свои имперские амбиции. Как говорится - разделяй и властвуй. А тут выяснилось, что Иран задумал массированное наступление на Басру, для чего потребовалось оружие, и немало. Поставить его мог только крупный подрядчик. Лучше всего, конечно, иметь дело с военно-промышленным комплексом США. Оружия там навалом. Мешало лишь одно препятствие - американский конгресс запретил поставки вооружений Ирану. Правда, запрет можно и обойти, раз уж на горизонте замаячили баснословные дивиденды - долларовые и политические. Дело было лишь за шустрым посредником. И тут на сцене - вернее, за кулисами - появился пронырливый ближневосточный торговец оружием некто Горбанифар, иранец по национальности, действовавший на пару со своим коллегой из Израиля мультимиллионером ' Яаковом Нимроди. Выбор напарника Горбанифаром был не случаен: Нимроди в свое время возглавлял спецслужбу Израиля «Моссад» и имеет широкие и нужные связи. К тому же еще в 1981 году Израиль начал поставки вооружений Ирану. Американцы, кстати, прекрасно знали об этом. Обдумав предложение Горбанифара, Нимроди обратился к своему старому другу, тогдашнему генеральному директору МИД Израиля Кимхе, который имел хорошие связи с вашингтонской администрацией. Кимхе — человек хитрый и ловкий, его любимая поговорка: «Если хочешь поймать рыбу, думай по-рыбьи».

-  Мы получим оружие,- уверенно сказал он,- а значит, получим и продолжение войны. Я знаю американцев. Под это дело можно будет взять у них и новые вооружения для себя.

Меняем заложников на оружие

Кимхе знал, где начать ловлю рыбы. Он прекрасно осознавал, что президент Рейган многое даст за то, чтобы сфотографироваться с освобожденными американскими заложниками. Кимхе прекрасно помнил, как президент Картер в свое время решился ради этой цели на вооруженный десант в Иране. Знал Кимхе и про то, что ЦРУ ищет возможность связаться с группой ливанских шиитов, захвативших гражданина США Бакли, человека, который слишком много знал,- резидента ЦРУ в Ливане. После его похищения весь Бейрут был детально заснят со спутника в надежде найти дом, где прячут Бакли. Увы, безрезультатно.

-  У нас есть один иранец с хорошими связями в Тегеране,- сообщили израильтяне американцам—Его зовут Горбанифар.    Он    может   помочь    освободить Бакли. Его друзья в Иране пользуются большим влиянием на ливанских шиитов.  Но взамен нужно оружие, много оружия.

Каждый при своем

Весна 1985 года. В Лондоне Горбанифар, Кимхе и Нимроди ждали американского уполномоченного. Им оказался тогдашний помощник президента по национальной безопасности Макфарлейн. Увидев, что посланник был столь высокого ранга, Горбанифар понял, что попал в цель. Сделка состоялась, каждый получал свое: торговцы - комиссионные, израильтяне - усиление военного конфликта и новые вооружения, американцы - перспективы освобождения заложников и новые связи в Иране. Правда, у американцев было одно «но». Все их надежды основывались лишь на обещаниях иранца, который запросто мог обмануть. Подполковник Оливер Норт, возглавлявший военно-политический отдел совета национальной безопасности США (СНБ), трижды проверял Горбанифара на детекторе лжи, и трижды приборы предупреждали, что иранцу нельзя верить ни в чем. Но что могут поделать кривые осциллографа против появившейся надежды освободить заложников? Да и не только в заложниках дело...
Норт составляет доклад о переориентации политики США в отношении Ирана. Точно такой же доклад одновременно готовило ЦРУ. Их основной вывод совпадал: необходимо начать создание проамериканской группировки в Иране. Но для этого нужно заручиться согласием президента.

«Я их прощу»

Рабочий день президента в Овальном кабинете Белого дома начинается с доклада помощника по национальной безопасности. В то сентябрьское утро Макфарлейн доложил, что есть возможность получить заложников и наладить контакты с проамериканскими силами в Тегеране. Операция начнется под прикрытием Израиля, который для налаживания контактов отправит со своих складов оружие от нашего имени. - И хорошо,- ответил президент,— я прощу их за это и восполню поставленное оружие.

Так были санкционированы противозаконные действия, так на деле было продемонстрировано, чего стоят разговоры об американской «демократии». Руководство операцией взял на себя совет национальной безопасности США. Дороги ЦРУ и СНБ, в который входят все самые высокие чиновники Белого дома, пересеклись. В лице СНБ ЦРУ нашло прекрасную возможность бесконтрольно совершать незаконные операции: над советом, в отличие от ЦРУ, не висела угроза даже формальной отчетности перед конгрессом.

Израиль начал поставки вооружений. Каждый груз стоил от 10 до 15 миллионов долларов. Позднее в Бейруте были освобождены три американских заложника. Однако среди них не было Бакли — ко времени встречи в Лондоне он был уже мертв.

Нам нужен Иран

Январь 1986 года. На стол президента ложится меморандум с грифом «совершенно секретно». В нем обосновываются необходимость прямой продажи оружия Ирану и те цели, которые эта операция преследует. Цитируем:

1.  Создание в Иране более умеренного правительства.

2.  Получение важных разведывательных данных...    для    выявления    намерений нынешнего правительства Ирана...

3.  Содействие освобождению американских заложников в Ливане...

Под документом не хватало только подписи. И Рональд Рейган ее поставил. Так было дано указание начать прямые поставки американского вооружения в обход запрета, принятого конгрессом США.
— Нашей целью,- скажет потом представитель Белого дома,- было также получить доступ к станциям электронного прослушивания вблизи границ СССР, которых мы лишились после иранской революции в 1978 году.

Господин посол, вы украли плащ!

За несколько дней до вылета в Тегеран в американском магазине «Александр» был задержан иранский посол, который якобы пытался украсть мужской плащ. В полицейском участке его уже ждал офицер ЦРУ. Разговор был примерно следующий: забудьте про этот злосчастный плащ, господин посол. Вышло недоразумение. Но раз уж нас свела судьба, то не могли бы вы рассказать о расстановке сил в Тегеране? Увы, никакой информации посол не продал. События развивались быстро. На весну были намечены прямые переговоры с иранцами в Тегеране. Однако стратеги из СНБ все еще не знали, с кем будут иметь дело. Горбанифар что-то темнил, хотя комиссионные брал исправно. И тем не менее от поездки ждали многого.

У вас парик отклеился

В Тегеран отправились Макфарлейн, уже ушедший с поста помощника президента США по национальной безопасности (так сказать, перешедший на нелегальное положение), Норт и еще три человека. Поездку готовил подполковник Норт и делал это очень скрупулезно. Вообще этот морской пехотинец, воевавший во Вьетнаме, страсть как любил перевоплощаться. Переодевания, парики, фальшивые документы были его •коньком. Он обожал менять свой возраст, состав семьи, терпеть не мог фотографироваться. Как говорят злые языки, Норт на этот раз решил выдать себя за шотландца, надеть национальную шотландскую юбку, рыжий парик. Но его отговорили. Опасались, что «стражи исламской революции» арестуют его за отсутствие паранджи и тем самым сорвут секретную миссию. В конце концов решили ехать с ирландскими паспортами. Однако рыжий парик, как говорят, Норт отстоял. Новоиспеченные ирландцы взяли с собой подарки: библию, подписанную самим Рейганом, торт в виде ключа и несколько кольтов. Еще в самолет погрузили 23 тонны вооружений, среди прочего 2 тысячи противотанковых ракет.

Прилетев в Тегеран, делегация в рыжих париках разместилась в гостинице «Хилтон».Никто из них точно не знал, с кем они будут иметь дело и кто стоит за посредником Горбанифаром. На четвертый день бесплодного сидения у Макфарлейна зародилось сильное подозрение, что их попросту провели: иранцы охотно брали оружие, но никаких политических переговоров вести не собирались. В холодильнике начинал портиться кремовый торт-ключ. Увы, не подошел. Норт, в отличие от своего бывшего шефа, не унывал. Черт с ним, с Тегераном, думал он. Через несколько месяцев мы будем принимать поздравления в Манагуа.

Помогите «контрас»!

Для Норта связь Иран - никарагуанские «контрас» занимала далеко не последнее место во всей афере. В Швейцарском банке даже открыли счет, куда переводили миллионы для сомосовцев. И счет этот был подполковнику Норту хорошо известен. Бывший морской пехотинец стал координатором двух секретных противозаконных операций. Получая деньги от продажи американского оружия Ирану, он переправлял их на войну против Никарагуа. Вот почему провалившаяся поездка в Тегеран никоим образом не уменьшила поток вооружений в Иран.

Когда 5 октября 1986 года американский транспортный самолет с оружием для «контрас» был сбит над Никарагуа, стали вскрываться тайные пути проведения операции по снабжению сомосовцев.

Секретная афера затрещала по швам.

А как же демократия?

Полный крах начался, казалось бы, с ерунды. В канун промежуточных выборов в конгресс США одна из бейрутских газет опубликовала статью, где утверждалось, что Макфарлейн летал в Тегеран для обмена заложников на оружие. Занятым предвыборной суматохой американцам было в ту пору не до того. Когда же новое распределение мест в конгрессе было закончено, вспомнили о поездке Макфарлейна. И покатился, перерастая в лавину, снежный ком «ирангейта».

Полетели головы, начались отставки, назначались специальные представители, свидетели отказывались давать показания, поползли слухи, что в Белом доме уничтожены компрометирующие документы, создано большое жюри для разбора «ирангейта». Одним словом, скандал. Уволили Норта, Макфарлейн пытался покончить жизнь самоубийством. В отставку подают сначала сменивший Макфарлейна Пойндекстер, затем директор ЦРУ Кейси, за ним Дональд Риган — глава аппарата сотрудников Белого дома. Скандал нарастает. В его эпицентре все отчетливее вырисовывается фигура самого президента. Рональд Рейган вынужден признать, что «стратегия США в отношении Ирана» была ошибкой и что он несет за все ответственность, хотя, как он заявил, многие операции проводились без его ведома (?!).
Американцы в замешательстве, раздражении, гневе. Как? Наша администрация сотрудничает со страной, которую сама назвала «корпорацией убийц»? Подождите! Когда госсекретарь Шульц ездил в Европу, он призывал ни под каким видом не поставлять вооружения Ирану. Получается, что в то же самое время американское оружие переправлялось в Тегеран? Типичное лицемерие! Нарушалось решение конгресса! Где же демократия? Расследование продолжается. Сколько понадобится времени, чтобы расставить все точки над «и», неизвестно. Пока ясно только одно: «ирангейт» навсегда войдет в историю преступлений империализма. Именно преступлений, потому что итог тайной аферы - это новая кровь, пролитая на Среднем Востоке и в Центральной Америке, кровь, на которой империализм делает деньги.

Виталий Макарчев, Александр Нечаев,
корр. ТАСС — специально для «Собеседника».

Оригинал Ссылка откроется в новом окне  (500×1015)


Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting