carabaas: (брыль)
Ветхие страницы ([personal profile] carabaas) wrote2008-07-22 07:40 pm

Золотые руки хирурга Пирогова

         
    Модницы, прибегающие к услугам пластических хирургов, вовсе и не задумываются над тем, кому принадлежит идея подобных операций. Между тем, коррекцию внешности впервые осуществил выдающийся хирург Николай Пирогов, в доме которого, неподалёку от Винницы, открыт Национальный музей-усадьба.
    
    Пирогов – целая эпоха в мировой хирургии, основоположник ряда новых направлений в медицине.

    Учёный родился 27 ноября 1810 года в Москве, оказавшись самым младшим из четырнадцати детей. Получить образование ему помог знакомый семьи – известный московский врач, профессор Евгений Мухин, занимавшийся с ним индивидуально.

    Чтобы поступить на медицинский факультет Московского университета, четырнадцатилетнему абитуриенту пришлось приписать себе два года. Однако экзамены он сдал наравне с шестнадцатилетними.
    Получив диплом с отличием, выпускник отправился на стажировку в хирургическую клинику Юрьевского университета в г. Дерпте, одну из лучших в Российской империи (ныне – г. Тарту, Эстония). Здесь он защитил докторскую диссертацию, и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии.

    Диссертация была посвящена оперированию брюшной аорты. Ранее подобную операцию сделал англичанин Эстли Купер, да и то со смертельным исходом. Пирогов предложил принципиально иной способ. Англичанин, познакомившись с его диссертацией, признался, что, доведись ему делать операцию вновь, он избрал бы метод Пирогова.

    Когда Николай отправился в Берлин, прославленные хирурги, к которым он испытывал глубокое почтение, восторженно читали его диссертацию, переведенную на немецкий…

    Возвращаясь домой, он тяжело заболел и был оставлен для лечения в Риге. Однако, едва поднявшись с госпитальной койки, Пирогов взялся оперировать. И начал с пластической операции – первой в мире: безносому цирюльнику выкроил новый нос. Потом Пирогов вспоминал, что это был лучший нос из всех изготовленных им в жизни…

    Молодой учёный вернулся в Дерпт, где написал «Хирургическую анатомию» – труд, положивший начало новой науке. Неудивительно, что книга произвела настоящий фурор заграницей. Пирогов вспоминал, что когда спустя несколько лет он отправился учиться в Париж и первым делом поспешил к Вельпо, считавшемуся мировым светилом, «то застал его читающим два первые выпуска моей хирургической анатомии… Когда я ему рекомендовался глухо: Je suis un medessin russe... (я – русский врач), то он тотчас же спросил меня, не знаком ли я с ie professeur de Dorpart m-r Pirogoff (с профессором из Дерпта господином Пироговым) и, когда я ему объяснил, – я сам и есть Пирогов, то Вельпо принялся расхваливать моё направление в хирургии, мои исследования... Не Вам у меня учиться, а мне у Вас, сказал Вельпо».

    Париж разочаровал учёного. «Все privatissima (частные платные лекции), взятые мною у парижских специалистов, – писал он, – не стоили выеденного яйца, и я понапрасну только потерял мои луидоры».

    В 1841 году Пирогов был приглашён в петербургскую Медико-хирургическую академию, где он открыл хирургическую клинику, и основал ещё одно направление медицины – госпитальную хирургию. В аудиторию, чтобы послушать лекции Пирогова, набивалось человек триста. Приходили не только медики, но и студенты других учебных заведений, литераторы, чиновники, военные, художники, инженеры, даже дамы. Об учёном писали газеты и журналы, сравнивая его лекции с концертами прославленной итальянской певицы Анжелики Каталани…

    Вскоре Пирогов тяжело заболел, и полтора месяца не мог подняться с постели. Он жалел себя, растравляя душу раздумьями о прожитых без любви годах и одинокой старости. Учёный решил жениться на Екатерине Березиной, девушке из родовитой, но обедневшей семьи. Вскоре состоялось венчание… Увы, жена умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни. Но в эти тяжкие для хирурга дни случилось великое событие – император утвердил его проект первого в мире Анатомического института.

    Вскоре Пирогов отправился на Кавказ – русская армия сражалась против горцев. Здесь, в ауле Салты, впервые в военной истории, он начал оперировать раненых под наркозом. Всего хирург провёл около 10 000 (!) таких операций.

    Когда в 1853 году началась Крымская война, Пирогов отправился в Севастополь. Оперируя раненых, он впервые использовал гипсовую повязку. Хирург ввёл такое новшество как сортировка раненых: одним операцию делали прямо в боевых условиях, а других, после оказания первой помощи, эвакуировали в тыл. Кстати, именно по инициативе Пирогова в армии появились сёстры милосердия. Выдающийся врач стал основоположником военно-полевой медицины.

    Там же в Крыму, к Пирогову обратился 22-летний учитель местной гимназии, угнетённый мрачным диагнозом, поставленным петербургским профессором. Осмотрев пациента, он поставил другой диагноз, назначил лечение, и вскоре учитель был здоров. Спустя 14 лет спасённый Пироговым человек открыл периодическую систему химических элементов… Да, это был Дмитрий Менделеев! Впоследствии он говорил о своём спасителе: «Вот это был врач! Насквозь человека видел».

    Однако по окончании Крымской войны, которую Россия проиграла, Пирогов впал в немилость. Он ушёл из медико-хирургической академии, став попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. В 1859 году благодаря его настойчивости в Киеве открылась первая в Российской империи воскресная школа.

    В 1862-м Пирогова командировали руководить учёбой русских специалистов за границей, среди которых были многие видные впоследствии учёные – например, будущий Нобелевский лауреат Илья Мечников.

    В октябре следующего года хирург едет в Италию к знаменитому революционеру Джузеппе Гарибальди, раненному в ногу. Опытные европейские врачи не могли определить, осталась ли в ране пуля, и настаивали на ампутации. Пирогов вылечил раненого, даже не прибегая к операции. 6 августа 1863 года Гарибальди послал ему письмо: «Мой дорогой доктор Пирогов! Моя рана почти зажила. Я чувствую потребность поблагодарить Вас за сердечные заботы, которые Вы мне щедро оказали...»

    В 1866-м Пирогов вышел в отставку и поселился в украинском имении Вишня, неподалёку от Винницы, приобретённом ещё пять лет назад. Он занялся сельским хозяйством и лечением крестьян окрестных деревень. Построил две плотины, мельницу, ледник, посадил две берёзовые рощи, разбил виноградник, занялся селекцией хлебных злаков. Выращенные им пшеница и рожь оказались очень урожайными, хлеборобы называли их «пироговскими»… Помимо врачевания и хозяйства, хирург работал над мемуарами «Вопросы жизни. Дневник старого врача», прерванными его кончиной 23 ноября 1881 года.

    Известный художник Илья Репин писал: «Пирогов — гений! Да, несомненный гений! Таким останется и для нас, и присных, и во веки веков!» 

By Stanislav Tsalyk

Post a comment in response:

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting